Если ключевые решения на уровне глав государств не будут приняты, то это может законсервировать строительство Союзного государства, а при определенных обстоятельствах его даже развернуть.
В случае принятия решений и реализации программы СГ может выйти на новый уровень. Реализация такой программы позволит достичь принципиально нового уровня в развитии СГ, и что важно без внесения каких-либо изменений в Союзный договор».
Это выглядит как существенное ослабление позиций России. Союзный договор в нынешнем виде вреден и даже опасен для России, так подразумевает равноправие РФ и РБ, а также низкую степень политического контроля над Беларусью.
До сих пор все представители России неизменно говорили о необходимости изменить договор, чтобы он отвечал задачам, которые Россия хочет решить в рамках интеграции, а также соответствовал реальной пропорции между РФ и РБ. Представители Беларуси, включая Макея, настаивали на неизменности договора.
Такая фраза Орешкина, если в ней нет ошибки, может свидетельствовать, что карьеристы пробили ослабленный вариант ультиматума Медведева, поддавшись белорусской стороне.
Без изменения договора Беларусь сохранит суверенитет (что позволит ей сближаться с Западом и проводить дерусификацию), но приобретёт российские дотации (что позволит осуществлять трансформацию за счёт России), а также получит беспрепятственный доступ к российскому рынку, территории и политическому полю.
Последнее является наиболее опасным, т.к. при сохранении субъектности Беларуси и отсутствии барьеров с Россией, Запад получит неограниченные возможности контаминации российских институтов через атлантические НГО на территории РБ, подконтрольные медиа и завербованное высшее руководство республики. Как пример можно взять недавние сюжеты белорусских медиа, беспрепятственно попавших в Крым и выдавших сюжет, прославляющий террористов Хизб ут-Тахрир и крымскотатарских националистов.
Такая интеграция, помимо демонстрации слабости Россией, не снизит основные политические риски, созданные радикально прозападным Лукашенко и его командой.
Конечно, пункты, за которые Россия согласится на такой вариант, могут быть серьёзными, вроде введения российского рубля — но в конечном итоге, отсутствие политической интеграции и контроля за исполнительной властью и силовиками станет победой западных кураторов Лукашенко.
Впрочем, велика вероятность, что Лукашенко отвергнет и этот вариант и будет требовать одностороннего возобновления дотаций вообще без всяких уступок. Ослабление позиции России по Договору может стать для него признаком, что Россия поломается и уступит.
Скорее всего, Лукашенко будет тянуть до начала экономического коллапса Беларуси.