Базовый вариант, назовём его «Обманчивая гармонизация».
Лукашенко не идёт на реальную интеграцию. Не для того семь лет выпиливался русский язык, вводилась латинка и разрасталась сеть националистов. Запад чётко обозначил критерии белорусского нейтралитета.
Единая валюта, единая армия, единая внешняя политика, единый план экономического развития этим критериям не удовлетворяют.
Однако, и полностью провалить переговоры Лукашенко не может.
Как сохранить белорусский суверенитет и политическую интеграцию с Западом, но не дать России повод избавиться от Лукашенко?
Выход довольно простой: Лукашенко не подписывает ключевые пункты, но соглашается на существенное количество вторичных уступок, совокупность которых сделает выход России из переговоров внешне неприемлемым. Основные же пункты Лукашенко обещает растянуть на следующие годы.
В приемлемости такого варианта Кремль убеждают западные аналитические центры (через РСМД, МГИМО и т.д.), евразийские и союзные интеграторы, связка МИД РФ - МИД РБ и сам Лукашенко.
Одновременно в РБ начинаются инспирированные Лукашенко протесты против объединения, что окончательно убеждает Кремль в необходимости «не торопиться».
Дотации РБ частично возобновляются.
За следующие годы в РБ:
• население накачивается против РФ с прицелом на провал референдума об объединении
• начинают работать en masse западные НГО, структуры националистов разрастаются
• русский язык исчезает отовсюду, куда дотянется государство
• конституционная реформа, рост числа системных националистов в парламенте
• расположение Запада завоёвывается не правами человека, а (i) внешней политикой - независимой от РФ и (ii) внутренней политикой - белорусизация, национализация, латинизация, униатство
Одновременно РБ медленно гармонизирует законодательство с российским, что не равносильно объединению. Просто начнут совпадать какие-то нормы и стандарты.
После этого Беларусь будет готова к объединению ещё меньше, чем ранее. Такое же было в 2011-14 гг и 2015-19 гг. Далее Лукашенко или его преемник снова кидает Россию по ключевым пунктам, уже имея лучшие позиции на Западе.
Альтернативный вариант тоньше и интереснее, назовём его «Трон империи».
Усилия рос. региональных элит и несговорчивость Лукашенко убеждают руководство РФ создать конфедерацию с РБ как альтернативу поглощению РБ. В органах конфедерации бел. элиты получают существенные представительство и право голоса, непропорциональные геополитическому весу РБ.
При такой схеме суверенитет РБ не передаётся в пользу РФ. Вместо этого, суверенитеты РБ и РФ передаются в пользу наднациональных органов. Это означает, что западная вертикаль и сеть националистов РБ становится частью союзных элит и получает частичную власть над Россией.
От России же в органы конфедерации идут не русские патриоты, а профессиональные белорусофилы, коррумпированные евразийцы, союзные интеграторы, коммунисты, «батькины эксперты» и международники МГИМО, Валдая, РСМД и т.д. Все те, кто провалили влияние в РБ и сейчас играют за Лукашенко.
Россия вместо контроля над РБ получает чуждую и враждебную надстройку, которая начинает играть против РФ и деформировать её внутреннее поле и союзы, при этом решения надстройки обязательны к исполнению. Получается всё те же проблемы нынеших СГ и ЕАЭС, но хуже. Конфедерация не блокирует дерусификацию РБ и её дрейф на Запад, Россия получает свой Гонконг — в лучшем случае.
Это было возможно предотвратить, заблокировав рост бел. национализма, сменив режим в 2011-12 гг. Без белорусизации 2011-19 элиты РБ были бы совместимы с российскими.
Это исполнение, пусть и в иной форме, старой мечты Лукашенко о российском троне. Вместо должности президента СГ, Лукашенко и уже окопавшийся в РБ Запад получают крупную долю и блокирующий пакет в органах конфедерации. Работа этих органов в итоге приводит к тому, что Россия сама превращается в конфедерацию из нац. республик.
Равноправная интеграция с РБ без зачистки западной сети РБ и смены режима на лояльный представляет существенную опасность лично для федеральных элит РФ.